• +7 919 432 57 73
  • Адвокатский кабинет М.В.Олейника, Россия, Белгород, ул. Мичурина, 62 Б, 403 (4-й этаж), 308002
  • 701006@mail.ru
  • +7 919 432 57 73

Обмен товара надлежащего качества. 

Что делать, если Вы купили товар, и только дома обнаружили, что он Вам не подходит?  При этом товар не имеет недостатков, и Вы им еще не пользовались.    
Можно ли как-то исправить ситуацию?
Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) позволяет исправить эту ситуацию. В соответствии с ней, потребитель вправе обменять такой товар на аналогичный в течение 14 дней, не считая дня его покупки. 
Внимание:  в Законе речь идёт об обмене товара, а не о возврате за него денег.
Куда обращаться?
К продавцу, у которого этот товар был приобретён. 
В каких случаях можно обменять качественный товар? 
Потребитель вправе обменять качественный товар, если он не подошёл по:
 •форме 
 •габаритам 
 •фасону 
 •расцветке
 •размеру
 •комплектации 
Никакие иные причины для обмена товара надлежащего качества Закон не предусматривает. Именно поэтому необходимо быть предельно внимательными, когда формулируете своё требование. Например, если Вы поняли, что совершили ошибку с выбором платья, можно прийти к продавцу и, сделав грамотную ссылку на Закон, потребовать замены платья, т.к. оно не подошло Вам по фасону или цвету.
Нужно ли в такой ситуации сохранять упаковку, этикетку и чек?
Статья 25 Закона на этот случай отвечает:   потребитель может обменять купленный им товар надлежащего качества, если он: 
  •не был в употреблении, 
  •сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, 
  •сохранены товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с товаром. 
Также необходимо отметить:  в Законе оговаривается, что отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности доказывать факт покупки иными доказательствами, например ссылаться на свидетельские показания. 
А если необходимого для замены товара не нашлось?
В случае, если такой товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, потребитель вправе по своему выбору: 
  •отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (возврат денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней) 
  •обменять его на аналогичный товар при поступлении такого товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу. 
Какие товары надлежащего качества не подлежат обмену?
  •продовольственные товары, 
  •непродовольственные товары из Перечня товаров, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.1998 года. 
А именно: 
  1) Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты. 
  2) Предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары). 
  3) Парфюмерно-косметические товары. 
  4) Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, плёнка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж. 
  5) Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные). 
  6) Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования). 
  7) Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. 
  8) Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты). 
  9) Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни. 
 10) Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения. 
 11) Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями) 
 12) Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему. 
 13) Животные и растения. 
 14) Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
А если покупали товар со скидкой?
На покупки товара со скидками распространяются все положения ст. 25 Закона, изложенные выше. Иными словами, продавец не вправе отказать потребителю лишь потому, что покупка была совершена им в рамках, например, сезонных скидок. 
Подводя итог, хочется ещё раз обратить внимание потребителей на то, что очень многие житейские, казалось бы, споры и ситуации есть возможность решить с позиции нормативных документов. Грамотно изложенное законное требование потребителя зачастую позволяет решить возникшую проблему на месте, без обращения в суд. 
Будьте грамотны! 
Если же Вы не уверены в своей правоте или в силу каких-то причин не можете разобраться в ситуации либо обоснованно изложить свои требования – обращайтесь за помощью к адвокату!